Благословенны изгнанные

Что общего у Кремниевой долины и палестинских территорий на Западном берегу Иордана

Кремниевая долина в КалифорнииВСЕ ХОТЯТ ПОВТОРИТЬ успех Кремниевой долины – крупнейшего в мире инкубатора инноваций и богатства. Венчурный капиталист из Калифорнии Виктор Хван тщательно изучил вопрос, почему Долина оказалась успешной, а проекты подражателей провалились, и полагает, что нашел ответ. Не довольствуясь этим, он тестирует свою теорию: пытается организовывать «долины» в разных странах мира.

В чем его идея? Необходимо создавать условия для коллективного творчества.

«Вместо того чтобы думать о Кремниевой долине как о чем-то исключительном, представьте себе, что она является результатом крупнейшего эксперимента в истории – освоения американского Запада, – рассуждает 40-летний Хван. – Что будет, если собрать со всего мира беглецов, одаренных разнообразными талантами и обладающих опытом? Появятся зачатки культуры и неписаные правила, выработается механизм доверия к незнакомцам». О Диком Западе принято думать как о месте, где царило беззаконие, но это не так, убежден Хван.

Та же ситуация и с Кремниевой долиной. Как и освоенный американский Запад, своим появлением она обязана энергичным выходцам из самых разных стран и культур. Их взаимодействие породило среду необычайного доверия и взаимной поддержки.

Выпускник бакалавриата Гарварда и юридической школы Чикагского университета, Хван пять лет проработал управляющим директором фонда T2 Venture Capital. Он имел дело со множеством стартапов. Хван считает, что в Кремниевой долине доверие проявляется в миллионах маленьких сделок. «Здесь все схватывается на лету. В других местах вас сочтут дураком, – поясняет он. – Где-нибудь на Среднем Западе предприниматель попросит вас подписать соглашение о конфиденциальности, прежде чем рассказать, над чем он работает. В Долине он будет заливаться соловьем от возбуждения. Все эти соглашения – бессмысленная трата времени».

Неожиданная мысль, если вспомнить о многомиллиардных патентных спорах между технологическими компаниями. Но Хван доказывает, что инновационные сети не существуют без больших сообществ людей, объединенных взаимным доверием.

Предприниматели и инвесторы, работающие в такой среде, должны, по Хвану, следовать семи правилам:

1) нарушай правила и мечтай; 2) распахни двери и слушай; 3) доверяй и будь достоин доверия; 4) экспериментируй и привлекай к этому других; 5) ищи справедливость, а не преимущество; 6) ошибайся, терпи поражения, но не сдавайся; 7) плати вперед. «На палестинских территориях на Западном берегу Иордана мы создали что-то вроде закрытого клуба, который помог встать на ноги двум десяткам стартапов, – рассказывает Хван. – В Боготе мой партнер Грег Хоровитт содействовал созданию места для общения всех колумбийских стартаперов».

Где еще могут появиться «долины»? Лучшие условия – там, где беженцы вынуждены строить с нуля. Именно этим Хван объясняет бум инноваций в Израиле. «Там любопытное раздвоение: с одной стороны – многовековая культура жестких переговоров, с другой – начинающие предприниматели доверяют друг другу и охотно сотрудничают, – утверждает он. – Это заложено еще в сельскохозяйственных общинах – кибуцах».

Какие крупные компании используют те же принципы? Pixar.

«Они так боялись превратиться в большую успешную компанию, что создали целую культуру непрерывного взращивания талантов, – говорит Хван. – Некоторые рекламные агентства тоже добились успеха в систематизации творческой работы».

В этом году у Хвана и Хоровитта вышла книга The Rainforest («Дождевой лес») – о том, как построить новую Кремниевую долину. Их основная мысль – Долину нужно воспринимать как живую среду, а не как экономическую систему.

Но разве в лесах не царят жестокость и беззаконие? «Первобытные общества характеризовались очень высоким уровнем взаимного доверия, – настаивает Хван. – Доверие присуще самой человеческой природе».

Новое


Выбирая профессию, хочется быть уверенным, что она будет приносить прибыль, достойная, чтобы обеспечить себя самого и свою семью. Работа должна быть актуальной и востребованной на рынке, тогда она станет приносить…

К сегодняшнему дню стало абсолютно очевидным то, как сильно рыночная цена товара влияет на объем продаж. Чем она ниже, тем больше проданного товара, и это факт. Кривая спроса, так называется…

Сложно сказать, когда точно возникли 1-ые электронные средства, хотя в 1994 году центральные банки Евросоюза исследовали существующие в то время электронные деньги. Эту дату можно считать датой признания их на…

Сегодня одним из самых распространенных методов продажи потребительских товаров является сетевой маркетинг, который еще называют “многоуровневый маркетинг” или бизнес MLM (multi level marketing). В сетевом маркетинге продавец сам представляет покупателю…

Любой человек желает быть счастливым и успешным. И обязательно сейчас быть счастливым. Все люди хотят быть здоровыми и обязательно сейчас, хотят семью, материальное благополучие, комфортабельное жилье, машины и т.п. и…