Законы сетевого жанра

Экс - владелец ГК «Виктория» сенатор Николай Власенко Экс – владелец ГК «Виктория» сенатор Николай Власенко – о продаже компании, новом семейном бизнесе, политике и Диснейленде в Калининградской области Николай Власенко мечтал сделать из ГК «Виктория» крупнейшего продуктового ритейлера России. Не сложилось. В кризис компания оказалась не в лучшем положении. И наименьшим из зол ее руководство посчитало согласиться на предложение ГК «Дикси». В 2011 году «Виктория» была продана за 25,6 млрд рублей. Закрыв сделку, предприниматель подался в политику – стал сенатором Совета Федерации. Сегодня г-н Власенко рассчитывает превратить родную Калининградскую область в раскрученный туристический регион. Как этого достичь и о том, сколько денег нужно для счастья, Николай Власенко рассказал журналу «РБК».

«Откэшились»

Как получилось, что вас, бизнесмена и политика, нет в «Википедии»?
Даже на сайте ГК «Виктория» вы упоминаетесь лишь вскользь.

Решили быть вне модных тенденций?
Это случайность. По крайней мере шифроваться, скрывать данные от пользователей «Википедии» или журналистов я не стремлюсь. (Смеется)
Год назад вы продали свое детище, которое взращивали больше 15 лет.

Не жалеете?
Наверное, пора было уйти. Жить нужно интересно, а значит, периодически менять сферу деятельности. Развитие бизнеса условно делится на три части: создание продукта, отработка технологии его тиражирования и масштабирование. Последняя задача наименее увлекательная. Но фактически инициатива объединиться с «Дикси» исходила не от меня. Александр Зарибко и Владимир Кацман [соучредители ГК «Виктория». Прим. «РБК»] захотели «откэшиться», и мне ничего не оставалось, кроме как слить компанию.

Результатами сделки довольны?
На мой взгляд, условия были идеальными. За «Викторию» нам дали примерно 20 млрд рублей. Это без учета долговой нагрузки, которая в тот момент составляла 5 млрд рублей. Часть средств выплатили в виде акций. В итоге нам с Зарибко и Кацманом принадлежит 13,5% объединенной компании, а конкретно моей семье – 5%.

Следите за успехами сети?
Уже не так болею, как раньше, но тем не менее изучаю, что пишут в СМИ, иногда получаю «инсайдерскую» информацию от оставшихся у руля товарищей. Многие наши менеджеры сохранили свои позиции. Продукты продолжаю покупать в «Виктории». Удобные мы сделали магазины. (Смеется)

Вы, как потребитель, заметили в последний год какие-то изменения?
Концептуальных реформ, которые бы меня удивили, не было. Видите ли, торговля продуктами – сфера консервативная, она не терпит революций. Человек ходит в магазин примерно 2-3 раза в неделю, и 60% чека – это стандартные товары. Неожиданные изменения в ассортименте и даже в атмосфере могут оттолкнуть клиента. Поэтому с виду в магазинах почти все по-прежнему, правда, в некоторых «Кварталах» провели ребрендинг – переделали в «Дикси». Но, понимаете, розничная сеть – только вершина айсберга, мало что из внутренней работы предприятия, направленной на снижение издержек, всплывает наружу.

С этой точки зрения альянс двух компаний оказался выигрышным?
В розничной торговле масштаб имеет большое значение. От него сильно зависит закупочная цена.
На мой взгляд, в последнее время в столичных супермаркетах «Виктория» заметно упал уровень сервиса. Появилось много продавцов, которые с трудом говорят по-русски…
К сожалению, привлекать гастарбайтеров – общая тенденция российской экономики. Нефтегазовые доходы разогрели заработные платы. В результате неквалифицированные кадры с московской и подмосковной пропиской хотят получать чуть ли не столько же, сколько менеджер с дипломом. А если еще учесть, что в сфере торговли 70% персонала – люди без высшего образования и на зарплату сотрудников приходится 40% издержек компании, то становится вполне понятно, почему на работу принимают неприхотливых граждан соседних государств. На алтарь себестоимости брошено даже знание русского языка, ведь потребитель примет скорее этот недостаток, нежели повышение цен на товары. К тому же взгляните на мировой опыт. Магазины британской розничной сети Tesco обсуживают студенты и иммигранты, которые часто не могут связать на английском и пары слов.
Кстати, такого я в «Викториях» не замечал. Ко мне там всегда хорошо относятся. (Смеется)

Знают в лицо?
Лет пять назад был случай. Мы как раз начали активно расти в Москве, поэтому на родине меня видели редко. И вот однажды зашел в Калининграде в «Викторию» купить какую-то мелочь. На кассе даю 5 тыс. рублей, а кассир заявляет, что сдачи нет и я должен пойти разменять деньги в киоске за углом. Я ей: «Вы обязаны сами найти сдачу». Она: «Не могу, меня некому заменить». Как всякий замученный человек на восьмом часе работы, женщина уперлась намертво. Появился директор супермаркета. Сотруднице тут же объяснили, насколько она не права, а я выпустил распоряжение вызубрить наизусть правила. Через неделю звоню своему товарищу, который мог честно рассказать мне, как идет процесс обучения. И с удивлением выясняю, что руководители торговых точек решили проблему по-своему: вручили каждому сотруднику распечатку с моей фотографией и строго-настрого наказали выполнять все мои просьбы, если зайду. Вот так требования руководства трансформируются, дойдя до низа. Вообще, всегда есть четыре взгляда на компанию – директора, менеджера, линейного персонала и клиента. И чем ближе их точки зрения, тем эффективнее работает система.

Новое


Выбирая профессию, хочется быть уверенным, что она будет приносить прибыль, достойная, чтобы обеспечить себя самого и свою семью. Работа должна быть актуальной и востребованной на рынке, тогда она станет приносить…

К сегодняшнему дню стало абсолютно очевидным то, как сильно рыночная цена товара влияет на объем продаж. Чем она ниже, тем больше проданного товара, и это факт. Кривая спроса, так называется…

Сложно сказать, когда точно возникли 1-ые электронные средства, хотя в 1994 году центральные банки Евросоюза исследовали существующие в то время электронные деньги. Эту дату можно считать датой признания их на…

Сегодня одним из самых распространенных методов продажи потребительских товаров является сетевой маркетинг, который еще называют “многоуровневый маркетинг” или бизнес MLM (multi level marketing). В сетевом маркетинге продавец сам представляет покупателю…

Любой человек желает быть счастливым и успешным. И обязательно сейчас быть счастливым. Все люди хотят быть здоровыми и обязательно сейчас, хотят семью, материальное благополучие, комфортабельное жилье, машины и т.п. и…